ЗарегистрироватьсяВойти
Авторизация

Забыли пароль?

Вспомнить пароль

Вернуться к авторизации

Регистрация представителя компании

Email должен относиться к одному из официальных доменов компании. Если это по тем или иным причинам невозможно - напишите нам.
На указанный Вами Email будет отправлено письмо с одноразовой ссылкой для входа в личный кабинет

Регистрация

Возможно, ваша студия/агентство уже есть в нашей базе. Чтобы не плодить дублей – введите в форме ваш домен или официальный email, и если мы найдем совпадение – форма волшебным образом сделает все за вас.

Email должен относиться к одному из официальных доменов компании. Если это по тем или иным причинам невозможно - напишите нам.
На указанный Вами Email будет отправлено письмо с одноразовой ссылкой для входа в личный кабинет

Russian Digital Profile 2018

Исследование Russian Digital Profile 2018

RUWARD публикует результаты комплексного исследования агентского digital-рынка России, проведенного в октябре 2018 года. В основе методики исследования лежит проведенный опрос представителей digital-агентств и имеющаяся актуальная информация из онлайн-базы данных агентств Руварда. Результаты исследования сформированы на основе анализа данных около 1 000 российских digital-агентств и продакшенов (однако по некоторым разделам исследования это число может быть меньше общей заявленной численности респондентов).

Профиль рынка 2018

Ключевые характеристики рынка агентских digital-коммуникаций России. Данные исследования актуальны на момент октября 2018 года.

1. Распределение агентств по оборотам

Распределение агентств по оборотам

Диаграмма 1. Распределение digital-агентств России по обороту за первые 3 квартала 2018 года (включая медийные закупочные бюджеты при их наличии, не включая НДС, если применимо), в млн. руб.

Digital-рынок России по-прежнему имеет мелко-дисперсный характер, ни одно агентство из примерно 10 000 действующих игроков (если не учитывать сквозные бюджеты на медиа-закупки) не имеет даже 1% рынка по оборотам. Подавляющее большинство компаний сегмента можно отнести к микро-бизнесу.

Тем не менее, роль агентского digital-сегмента в развитии цифровой экономики России крайне важна.

2. Динамика оборота по сравнению с прошлым годом

Динамика оборота по сравнению с прошлым годом

Диаграмма 2. Динамика изменения оборотов агентств в первых трех кварталах 2018 года по отношению к аналогичному периоду 2017 года (включая медийные закупочные бюджеты при их наличии, не включая НДС, если применимо), в млн. руб.

Необходимо отметить, что в подобных опросах (анкетирование проводилось на верифицированных аккаунтах представителей агентств) игроки рынка всегда склонны к излишнему оптимизму и завышению динамики своего роста.

3. Распределение по коэффициенту оverhead

 Распределение по коэффициенту оverhead

Диаграмма 3. Распределение агентств по значению коэффициента overhead. Точная формулировка вопроса в анкете: «Какой в вашем агентстве коэффициент overhead? Поясним. Если вы выплачиваете за час работы сотруднику 1 рубль (на руки без произвольных налогов), то какая средняя отпускная стоимость этого часа работы будет при продаже конечному клиенту (не включая НДС при его наличии)?»

Более двух третей агентств работают на рынке с коэффициентом overhead менее трех. Это означает, что общая доля ФОТ (net, на руки) производящих сотрудников в большинстве случаев превышает треть общих расходов компании. Учитывая, что для типового агентства в структуру расходов включаются затраты на ФОТ непроизводящих сотрудников, условно-постоянные расходы, налоги, собственный маркетинг, норма прибыли среднего игрока агентского digital-рынка остается весьма небольшой и колеблется на уровне 5-20%, а значительная часть компаний по-прежнему работает в серой зоне с точки зрения уплаты налогов.

4. Распределение агентств по городам России (головные офисы)

Распределение агентств по городам России (головные офисы)

Диаграмма 4. Десять наиболее популярных городов России, в которых расположены головные офисы агентств. Представленные результаты нормированы по общему количеству респондентов, указавших местоположение своего головного офиса (не ограничиваясь данным списком десяти городов).

Данное распределение не вызывает удивления и отражает общую ситуацию концентрации бизнеса России как такового в Москве и Санкт-Петербурге.

5. Распределение агентств по городам России (дополнительные офисы)

Распределение агентств по городам России (дополнительные офисы)

Диаграмма 5. Десять наиболее популярных городов России, в которых расположены дополнительные (не головные) офисы агентств. Представленные результаты нормированы по общему количеству респондентов, указавших местоположение своих дополнительных офисов (не ограничиваясь данным списком десяти городов).

C точки зрения открытия дополнительных офисов агентств существует два разнонаправленных тренда.

Относительно крупные агентства из регионов открывают дополнительные офисы формата sales-house в Москве и Санкт-Петербурге для более тесной коммуникации с федеральными клиентами.

Крупные же московские агентства открывают дополнительные офисы в регионах для переноса туда производственных мощностей в связи с меньшим кадровым голодом и общим снижением издержек.

6. Возраст агентств

Возраст агентств

Диаграмма 6. Распределение агентств по году создания компании.

Интерес на данном графике представляет снижение количества агентств, созданных в течение последних 2-3 лет. Можно выделить две причины такой статистики:

Технический фактор. Анализ данных по данному параметру проводится на основе базы данных агентств, заполнивших данные на Руварде. Поэтому с точки зрения процента представленности в базе молодых агентств существует определенная естественная задержка.

Вторая причина кроется в уменьшении популярности открытия digital-агентства среди молодых специалистов, как первого собственного бизнеса в карьере. Точка вход на рынок по-прежнему крайне низка, но на нижние сегменты отрасли в последние 3-4 года оказывают серьезное давление SaaS-сервисы автоматизации digital-услуг, которые позволят малому бизнесу решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь в специализированные агентства. Вторым фактором является рост популярности среди молодежи формата «стартапов», который зачастую подразумевает хотя бы теоретическую возможность «экспоненциального роста бизнеса» стартапа, слабо возможную даже в теории в случае бизнеса агентства.

7. Количество сотрудников

Количество сотрудников

Диаграмма 7. Распределение агентств по среднему количеству штатных сотрудников.

Данные по распределению штатной численности агентств прямо коррелируют с распределнием по оборотам. Две трети российских агентств имеют оборот менее 2 млн. руб. в месяц и штат менее 20 сотрудников.

8. Наиболее популярные базовые digital-услуги

Наиболее популярные базовые digital-услуги

Диаграмма 8. Распределение агентств по восьми оказываемым основным (в терминологии внутренней методики/определения Руварда) digital-услугам. В рамках анкетирования представители агентства могли указать любое количество услуг из списка, поэтому сумма вариантов на графике превышает 100%.

Распределение по популярности оказываемых базовых digital-услуг вполне естественно с точки зрения истории развития интернет-технологий в России. Ядром рынка до сих пор является веб-продакшены, как наиболее массовый сегмент digital-отрасли.

9. Наиболее популярные услуги узкого профиля

Наиболее популярные услуги узкого профиля

Диаграмма 9. Распределение агентств по оказываемым digital-услугам так называемой узкой специализации (в терминологии внутренней методики/определения Руварда). В рамках анкетирования представители агентства могли указать не более 15 услуг из общего списка, поэтому сумма вариантов на графике превышает 100%.

Распределение услуг узкой специализации вытекает из исторического характера развития рынка (преобладание продакшн-компаний) в сочетании с ростом популярности определенных технологий в течение последних 3-4 лет. Например, высокий процент оказания услуги «Интеграция CRM-систем» объясняется технической возможностью быстрого ее запуска в наиболее массовом сегменте отрасли (веб-продакшенов) одновременно с ростом популярности использования CRM-систем как таковых в компаниях малого и среднего бизнеса России.

10. Рейтинг digital-услуг по росту спроса

Рейтинг digital-услуг по росту спроса

Диаграмма 10. Топ-30 digital-услуг по росту спроса в течение первых трех кварталов 2018 года по мнению агентств. В рамках заполнения анкеты представители агентств могли указать не более трех услуг из общего списка, спрос на которые максимально вырос в отчетный период в компании-респонденте. Данные были нормированы на основе статистики распределения (популярности) оказываемых digital-услуг из диаграмм 8 и 9.

Анализ данных проводился на основе sell-side анализа рынка. И, в связи с его мелко-дисперсным характером, отражает довольно разрозненную картину роста спроса (по мнению агентств) на те или иные услуги. На основе этих данных нельзя сделать однозначных выводов о картине реального распределения спроса на digital-услуги России с точки зрения buy-side. Однако по ряду сегментов можно заметить явную корреляцию изменения динамики спроса с прохождением тех или иных технологий/услуг по стандартному циклу кривой Гартнера.

11. Рейтинг digital-услуг по падению спроса

Рейтинг digital-услуг по падению спроса

Диаграмма 11.Топ-30 digital-услуг по падению спроса в течение первых трех кварталов 2018 года по мнению агентств. В рамках заполнения анкеты представители агентств могли указать не более трех услуг из общего списка, спрос на которые максимально упал в отчетный период в компании-респонденте. Данные были нормированы на основе статистики распределения (популярности) оказываемых digital-услуг из диаграмм 8 и 9.

По аналогии с предыдущим графиком, из представленных данных нельзя сделать однозначных выводов о реальной картине изменения динамики спроса на digital-услуги, но по ряду позиций можно так же легко заметить корреляцию с прохождением технологий по жизненному циклу Гартнера.

12. Отраслевой ландшафт

Отраслевой ландшафт digital-рынка

Диаграмма 12. Распределение наиболее приоритетных отраслей бизнеса клиентов агентств. В рамках анкеты представителяем агентств было предложено указать не более 6 наиболее важных отраслей бизнеса компаний-заказчиков респондента. Данные были нормированы по общему количеству вхождений конкретной отрасли в базу данных ответов, поэтому сумма возможных вариантов на графике равняется 100%.

Распределение по наиболее популярным отраслям бизнеса заказчиков услуг агентств коррелирует с двумя параметрами: важностью и потенциалом использования digital-технологий в конкретной отрасли – и общей численностью компаний в ней.

Голос отрасли 2018

В рамках проведенного опроса представителям агентств было также предложено выразить свое мнение по нескольким тезисам о текущей ситуации в digital-отрасли в 2018 году.

1. Рынок растет

Рост digital-рынка 2018

2. Конкуренция растет

Рост конкуренции

3. Отрасль страдает от кадрового голода

Кадровый голод

4. Отрасль затрудняется с ответом о роли государства в ее поддержке

Поддержка государства

5. Компетентность заказчиков растет

Компетентность клиентов

Исследование проведено проектом RUWARD в октябре 2018 года, при перепечатке и цитировании ссылка на источник обязательна.

Исследование приурочено к анонсу результатов Единых Рейтингов Руварда 2018:

  1. Рейтинг веб-студий
  2. Золотая Cотня российского Digital
  3. Рейтинг диджитал-продакшенов полного цикла
  4. Рейтинг SEO-компаний
  5. Рейтинг агентств контекстной рекламы
  6. Рейтинг SMM-агентств
  7. Рейтинг performance-агентств
  8. Рейтинг разработчиков мобильных приложений
  9. Рейтинг Digital Design & Creative
  10. Рейтинг digital-агентств полного цикла
  11. Рейтинг Digital-Прорыв