зарегистрироватьсявойтирассылка
Авторизация
Логин (email)
Пароль

Забыли пароль?

Вспомнить пароль
Логин (email)

Вернуться к авторизации

Регистрация представителя компании
Название компании
ФИО
Должность
Email

Email должен относиться к одному из официальных доменов компании. Если это по тем или иным причинам невозможно - напишите нам.

Домен

На указанный Вами Email будет отправлено письмо с одноразовой ссылкой для входа в личный кабинет

Регистрация

Возможно, ваша студия/агентство уже есть в нашей базе. Чтобы не плодить дублей – введите в форме ваш домен или официальный email, и если мы найдем совпадение – форма волшебным образом сделает все за вас.

Название компании
Домен
Email

Email должен относиться к одному из официальных доменов компании. Если это по тем или иным причинам невозможно - напишите нам.

ФИО
Должность

На указанный Вами Email будет отправлено письмо с одноразовой ссылкой для входа в личный кабинет

Исследование рынка труда веб-разработчиков 2014

Результаты исследования

Результаты исследования

Мы уже не первый год регулярно слышим от менеджеров и директоров вопрос: «где взять программистов?». Поэтому мы решили взяться за дело и приступить к решению этого вопроса. Для начала нам пришлось разобраться, какие вообще программисты нужны — и в каких количествах — именно для этого мы запустили открытый опрос в ноябре 2013 года.

Методика проведения исследования: онлайн-анкетирование представителей компаний из сегмента веб-разработок, собственный анализ профильных открытых вакансий на крупных порталах по трудоустройству.

По итогам четырех месяцев исследования, разбавленных месяцем новогодних каникул и месяцем олимпиады, мы, наконец-то, публикуем результаты.

Тысячи их

Всего в рамках опроса за отсевом очевидного неадеквата было проанализировано 368 анкет. Всего в 368 компаниях требуется 2 658 разработчиков различного уровня — от стажера до технического директора. В среднем — по 7 человек на компанию. Это характеризует продолжающийся на протяжении нескольких лет кадровый голод на данном сегменте рынка.

Наиболее востребованы программисты на простых платформах: PHP, HTML, JavaScript.

Более сложные платформы Java и .Net оказались намного менее популярными. Стоит уточнить, что в исследовании в большей части принимали участие компании, которые разрабатывают программные продукты в интернет-среде.

Грубо говоря, для разработки интернет-продуктов наиболее популярен PHP, нежели другие языки. Экзотика вроде Python, C++, Ruby on Rails, Django не очень популярна: 65% опрошенных строго придерживаются классики (PHP, Java, .Net) и вообще не используют редких новомодных технологий.

Самый популярный из «экзотики» Python применяют в работе лишь 17% компаний.

А король то голый!

В рамках исследования была выявлена интересная связь: на простых платформах нужно больше рядовых разработчиков, а на «сложных» есть существенный перекос в сторону технических директоров.

Распределение потребности в разработчиках по уровням квалификации в рамках простых платформ (PHP, Frontend) и в рамках сложных (Java, .Net) почти одинаковое.

Терминология по «грейдам», в рамках которой проводилось исследование:

  • стажер: умеет писать код под присмотром;
  • разработчик: простые проекты делает сам, средние и сложные — под присмотром;
  • ведущий разработчик: сам делает проект любой сложности;
  • тимлид: управляет командой разработки на одном или нескольких проектах;
  • архитектор: проектирует сложные системы;
  • технический директор: руководит отделом разработки как бизнес-менеджер, отвечает за прибыльность и развитие отдела.

По итогам анализа стало понятно, что больше всего компаниям нужны рядовые PHP-разработчики и рядовые разработчики интерфейсов. Это довольно странный факт, учитывая, что выучиться на обычного PHP-программиста или верстальщика можно всего за год по форумам, книгам и недорогим курсам в известных образовательных учреждениях.

В рамках исследования было выявлено более 500 заявок на технических директоров по тем или иным направлениям. Если добавить к этому наше личное общение с представителями интернет-компаний, то станет очевидной проблема: настоящих управленцев с IT-специализацией очень мало.

Именно поэтому в бизнес-школе РИК открывается курс «Технический директор», который Ruward рекомендует как специалистам, так и компаниям для повышения квалификации собственных сотрудников.

Юрий Гугнин: «Главная задача курса: донести до технических топ-менеджеров, что они не только инженеры, но и менеджеры. Мы расскажем про инструменты для управления рентабельностью и мотивацией, осветим методики хантинга и развития хороших программистов, детально рассмотрим процесс управления качеством программного продукта»

Популярные фреймворки

Результаты довольно ожидаемы: в PHP с гигантским отрывом побеждает 1С-Битрикс, среди JS-библиотек— Jquery, разработчики .net любят сырой ASP.NET, а Java-разработчики — классические JavaSE, JavaEE и Spring.

Из интересных моментов: больше трети компаний используют в проектах XSLT. Также неожиданным оказалось второе место С++ среди «экзотических» (для веба) технологий: все-таки, это довольно сложный для понимания низко-уровневый язык программирования.

Так же обнаружился некоторый хаос в составлении набора технологических инструментов. Если среди опрошенных компаний у кого-то есть PHP-отдел, то в списке используемых PHP-платформ, как правило, 1-2 разных фреймворка. .Net-разработчики тоже довольно консервативны в этом плане. Но JavaScript и Java-разработчики используют целый букет фреймворков: по большей части используется до 3-4 разных платформ, а в отдельных случаях до 6-7.

Порядок на столе — порядок в голове

85% опрошенных компаний используют систему контроля версий. Непонятно, как работают остальные 15%... Наверное, делают простые проекты, которые создаются одним разработчиком за одну неделю.

Если говорить про популярность систем контроля версий, то «модный» GIT ожидаемо победил, а не модный SVN завоевал серебро с большим отрывом от соперников.

С использованием трекеров задач все тоже довольно прозаично: Jira и Redmine уже долгие годы остаются уверенными лидерами. 13 компаний до сих пор используют самописные трекеры, а две компании из опрошенных вообще никак не управляют задачами. Кстати, эти 2 компании входят и в 15% отказавшихся от контроля версий. Есть и противоположные ситуации: 5 компаний используют одновременно 4 разных трекера.

Широка страна моя родная

Статистика по городам, в которых нужны разработчики, тоже не принесла откровений: Москва, Питер и Подмосковье лидируют с огромным отрывом. Нижний, Казань, Новосибирск, Самара и Томск — давно известные кластеры интернет-разработчиков. Впрочем, во многом это может быть следствием используемых каналов для привлечения респондентов.

Наш опрос случайно стал международным: около 30 компаний имеют представительства на Украине, в Беларуси, Армении и Азербайджане.

70 компаний (19% опрошенных) работают с удаленными сотрудниками вне офиса.

Обучение и хантинг

Большинство компаний готово заплатить одну зарплату за обучение или хантинг человека на должность разработчика. Порядка 30% опрошенных отказываются платить за такие услуги или воздержались от ответа на этот вопрос. Стоит отметить, что в целом работодатели готовы больше платить за обучение, нежели за хантинг.

Итоги исследования

Из 368 заявок 23 человека написали развернутый комментарий. В основном речь шла о том, что для программиста нужны не только инженерные навыки, но и так называемые soft-skills: умение работать в команде, навыки решать нестандартные творческие задачи, оценка рисков, тайм-менеджмент.

Основные выводы исследования:

  • На рынке веб-разработчиков наблюдается острый кадровый голод;
  • Стоит отметить повсеместную нехватку IT-управленцев;
  • Компании, по большей части, пользуются стабильными обкатанными технологиями;
  • Основные центры разработки находятся в столицах России.

В рамках опроса не был затронут рынок мобильной разработки, потому что это отдельная область для исследования.